"Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполняет закон".

(Римл., 13:8).

"В житейском глухом бездорожье, где голос отчаянья лих, вся суть, чтоб мы сделались Божьи. А Он - не оставит Своих". (Прот. Андрей Логвинов)

АКТУАЛЬНО!

Фото Д.Фуфаева  www.fufaev.ru       

Духовный аспект качества жизни обреченных больных и вопросы волонтерского служения в хосписах были затронуты на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Паллиативная медицинская помощь в Российской федерации. СЗФО», состоявшейся 14-15 марта в Санкт-Петербурге. На конференции были представлены 36 докладов, посвященных клиническим и организационным вопросам паллиативной помощи в онкологии, и в том числе сестрическому служению милосердия.

Андрей Владимирович Гнездилов - врач-психиатр, доктор медицинских наук, проф. НИПНИ им. В.М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, организатор первого Российского хосписа в Лахте: "Здесь работают люди, для которых свойственно понятие духовности как принципа построения мира. Это те, кто бросается спасать погибающего не по размышлении, а удовлетворяя глубокую потребность души. Они не могут иначе! Не Я и больной, а Больной и Я - вот главный тезис хосписного служения. Они воздействуют на человека не рассказами о третьих лицах, а собственным душевным опытом и собственной верой".

 ПРОГРАММА "АРМИЯ ЛЮБВИ" 

Духовность - акцент хосписного добровольчества

В любом медучреждении достойная жизнь пациента предполагает не только качественный уход за ним, хорошие бытовые условия и современную медицинскую технику, сколько возможность успокоения или исцеления израненной болезнью и страхом смерти человеческой души.  

«В основе отношения врача к пациенту, к проблеме болезни, ко всей этике и философии медицины лежит сострадание, чувство солидарности, уважение и благоговение перед человеческой жизнью, отдача тому единственному человеку, который сейчас перед ним. Без этого медицинская деятельность может быть чрезвычайно научной, но потеряет свою суть», - говорил митр. Антоний Сурожский, военный хирург и православный пастырь. Именно поэтому забытый обществом христианский подход к больному и умирающему должен стать единственно возможным подходом к человеку во всех медицинских учреждениях. 

Милосердное больничное служение Русской Православной Церкви начало возрождаться с 1990 года, тогда же слово «милосердие» официально вернули в названия медицинских учреждений и в название профессии. А в июле 2011 года на общецерковном Съезде по социальному служению было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Минздравсоцразвития. Одной из форм сотрудничества в рамках соглашения является «подготовка сестер милосердия и добровольцев для осуществления деятельности в сферах здравоохранения и социального обслуживания». Говоря по-человечески, государство признало, что служение милосердия в современном обществе – есть реальная надежда на его выживание.

Духовный аспект качества жизни обреченных больных и вопросы волонтерского служения в хосписах были затронуты на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Паллиативная медицинская помощь в Российской федерации. СЗФО».  С докладом «Волонтерское движение в хосписе» выступила старшая сетсра сестричества св. Елизаветы Е.А.Кабакова, представители Кокшетауского медицинского колледжа представили волонтерское движение «Милосердие»,  «Движение против рака» рассказало о роли общественных и гражданских институтов в системе паллиативной помощи… Во второй день конференции , 15 марта, в ходе «круглого стола» главный врач  хосписа №2, З.А. Софиева,  привела один показательный пример: «В городе Рочестер (Великобритания) в хосписе святой Елены, рассчитанном  на 15 коек, работает 800 волонтеров». У нас служение в хосписах только набирает силу, к сожалению, значительно, уступая по своей вовлеченности зарубежью. Так, например, в Лахтинском хосписе №1, рассчитанном на 40 коек, работает  только 35 волонтеров – сестры милосердия, кандидаты в сестры и просто добровольцы. Отделы сестринского ухода в онкологии, хосписы сегодня крайне нуждаются в сестрах, совмещающих высокий профессионализм и духовность, как потребность служить умирающим заботливым попутчиком на самом тяжелом этапе жизни.  «Качество жизни пациента слагается из нескольких аспектов, и сестры милосердия более нужны для духовного процесса паллиативной помощи пациенту», - заметил Г.М. Манихас, главный врач  СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер».

Сегодня в нашем городе работает 360 больниц. При этом в Санкт-Петербургской епархии существует только 64 храма при больницах, богадельнях и домах престарелых и 24 храма – при больничных учреждениях Ленинградской области. То есть окормляется только пятая часть лечебных стационаров. И далеко не при каждом храме есть приходская группа милосердия и уж тем более сестричество, служение которого не ограничивается ознакомлением больных с канонами православной веры, - это живая проповедь любви – собственной жизнью рядом со страдающим человеком.

Сегодня в Ассоциации сестричеств РПЦ состоит 120 общин. В нашем городе их, включая группы милосердия при приходах, известно 11.

К сожалению, на конференции не присутствовало ни одного священника, готового рассказать об особенностях духовной работы с умирающими, а это было бы не лишне, ведь врачи рассматривают возможность откровенной беседы, исповеди как один из сильнейших психотерапевтических факторов, улучшающих психо-эмоциональный фон болезни.  

Марина Удалова

Создать бесплатный сайт с uCoz