"Пастырей ваших умоляю... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду".

(1 Петра, Гл. 5:1-3)

КНИГИ ПРЕСС-КЛУБА

Обложка-победитель к сборнику "Армия Любви" (автор - Валерий Васильев). Выход сборника в свет намечен в издательстве "Сатисъ" на весну 2013 года.

В издательстве "Сатис" вышла в свет книга "Хоспис: любить, просто любить". Тираж - 5 тыс. экз.

Книга, изданная по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, предназначена для широкого круга читателей,  и верующих, и неверующих. От чтения ее можно уклониться – нельзя уклониться от будущего – каждому из нас придется провожатьсвоих близких и каждому – умирать, ища и обретая единственный смысл боли истраданий – бессмертие собственной души – с Богом, значит, с Любовью. Ее героями стали сестры милосердия и православные врачи сестричества во имя влмчц Елисаветы в Лахте.

Врачи городских хосписов №1 и №4 благотворительно распространяют книгу по районным поликлиникам Санкт-Петербурга, а также среди родственников пациентов. 

ПРОГРАММА "АРМИЯ ЛЮБВИ"

"Армия Любви"...В создании этого небольшого сборника участвовали молодые Санкт-Петербургские журналисты, художники – победители конкурса «Армия Любви», организованного православным пресс-клубом «Миссия», – люди, которые знают, что Православие – не только каноны и ритуалы, но, главное, способность сердец отдаваться бескорыстно. 

В небольших, но очень искренних статьях вы не только найдете откровенную официальную статистику наших проблем, но и ответы на самый трагический для современного человека вопрос: «Как не остаться одиноким в житейском море?» 

НА ВСЕ ВОЛЯ ТВОЯ!

 Заключительная глава из книги "Хоспис:любить, просто любить"   

«Вижу свет!» (А.И.Медведева, умерла 23.02.1998)

Смирение и спокойное принятие ухода,  когда человек уже не цепляется за связис внешним миром, когда он может сознательно желать «возвращения домой»,воссоединения с  уже покойными любимыми - последняя и  наиболеежеланная для умирающего стадия  предсмертного преображения. Коснувшись некоей тайны в  своей душе, словно заглянув за пределнашего  мира, он стал мудрее и подчас своей спокойной силой способен утешить близких. 

Врачи хосписа №1 Лахты подСанкт-Петербургом помнятвсех своих пациентов, собирают их фотографии в большиеальбомы, записывают ихпоследние слова: «Не плачь, жена. Вся человеческая жизнь– приготовление ксмерти». (В.М. Крашенинников, умер 5.07.1994). «Теперь надовсе принять. Дажесвою судьбу». (Н.В.Волкова, умерла 12.12.1992). 

Непрощенные обиды, неоплаченные долги, осознанные  грехи -все это мучает человека и мешает спокойному  уходу. Поэтому многие даже нецерковные люди нуждаются  в исповеди, внутренне стремятся  обрести чувство исполненного долга: ждут приездародных издалека,  чтобы сказать последние слова, просятпрощения у близких или  прощают сами, оставляют письменные иустные завещания. Это время, когда слово «прощайте» обретает  свой истинный смысл.

«Как бымне дожить до приезда  сына».(М.Л. Карпов, умер 28.05.1992). «Приведите же ко мне ребенка, мнедва дня осталось.Я ведь  умираю». (А.И. Орбидан, умер 07.01.1993)

«Смерти я не боюсь, я была такая счастливая всю жизнь:вышла замужпо любви,  имела любимую дочь, внуков. Но жизньмненемножечко  надоела, и я хочу большего…» (А.Н. Каюдина, умерла  23.01.1995).

«Переживаю за своих мужичков. Что же они безменя будутделать? Как жить?» (В.В.  Молчанова,25.11, 1992)

«Мне семью трудно оставлять, они всена  мнедержались. Но теперь Бог о нихпозаботится». (Д.И. Новикова, умерла09.02.1999).

 

Ценность исповеди признается и светскими психиатрами. Важно, что человек открывается, а не затворяется в себе. «На языке же Церквимыговорим, что, если человек умеет открываться для Бога при посредстведуховника,то может избежать, многих болезней и даже помешательства. Мы ощущаемзначение исповеди на деле. Ведь существование греха угнетает нас и телесно, такчто мы испытываем и телесный недуг. Когда мы принимаем решение исповедаться,начинается первый этап лечения. Душа и тело наполняются тишиной. …Однако,чтобыобнажить свою рану перед духовным отцом, требуется духовное мужество.…Покаяние, соединенное с таинством исповеди, исцеляет ранычеловека»[1].  

Заботао вечном спасении больных – это одна из самых важных и в то же время самыхтрудных обязанностей священника. Приглашенный к постели умирающего, священникнапутствует его ввечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых.Своим посещением больного он должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая человека скорбями и болезнями как средствами спасения ивразумления, соответственно его мирской жизни и духовному состоянию. Отсвященника как утешителя и духовного отца, посещающего умирающего, требуется знания человеческого сердца, такт и терпение, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие.  

«Набольничной койке через горнило боли, немощи и скорби человек перерождается, с движения своего сердца начиная первые шаги к Богу. Обычно сначала я пытаюсь объяснить, чтосейчас будет таинство покаяния, что человек предстоит пред лицомБожьим идолжен постараться ощутить свою греховность. Вот ты, говорю, жилшестьдесятлет, жил без Бога, и все эти годы Господь ждал тебя, миловал, прощал,а потом уложил на больничную койку и послал к тебе священника, дал открытое сердце,чтобы ты покаялся. Есть ли в твоей жизни такие поступки, слова и мысли, которые лежат на сердце тяжким грузом, которых ты стыдишься? Сними с себя этотгруз. Даже если у человека нет сердечного горения и слезного покаяния,через рассуждение он осознает, убеждается неким внутренним чувством, чтоединственный смысл уходящих дней – внутреннее очищение, преображение». –Говорит о. Андрей (Мунтян),настоятель храма ап. Петра в Лахте.

 Япомню дни твоего ухода. Мой муж… В своей«книжечке боли» ты пишешь: «Господи,помилуй меня за грехи мои: гордость собойза хорошее, за умное, вместоблагодарности Тебе; за малодушие; за нетвердость врешениях; за мнительность; засебялюбие; за потакание себе; за трусость…».

Мы говорим о возможности твоейисповеди и причастия,но ты невоцерковлен и неуверен, нужно ли это, а я боюсь,что священник - чужой,незнакомый тебе человек, придя в дом, нарушит твое уже струдом сохраняемоепсихическое равновесие. Собираюсь с силами, иду в ближайшийк дому храм и так ине решаюсь подойти к батюшке, оставив это на своейсовести.   

 

«В разрешении этого вопроса надо полагаться на Бога. Если мы ищем Бога, ждем, чтобыОн пришел к нами принял покаяние от близкого, мы должны идти с надеждой, что Господь пошлеттого священника, который необходим. Бывает, что родственникихотят, чтобычеловек покаялся, а он уже слишком плох физически, тогда тяжелоприходится,иногда просто осторожно «вытаскиваешь» из него по словечку, пытаешься подсказать с упованием: «На все воля Твоя святая!» Читаешьразрешительную молитву…» (О. Андрей Мунтян) 

«Бываютна удивление откровенные пациенты. И эта откровенность граничит с исповедью, инадо бы батюшку звать, чтобы он выслушал уходящего, да боишься, то до приходасвященника человек не доживет, – приходится мне эту исповедь принимать. ВПисании сказано «Исповедуйте друг другу грехи ваши», и Господь принимает.Апотом можно на бумажке грехи, что человек вспомнил, записать и отдать еебатюшке, он разрешительную молитву прочитает… Нам это разрешено. Вообще же у нас подход одинаковый к верующим и неверующим – конец у всех один, поэтомунетжелания воцерковить человека во что бы то ни стало. Если чувствуешь вразговоре нотки заинтересованности, то аккуратненько начинаешь сподвигать человека кмысли об исповеди, но ни в коем случае не насильно! Больной видит докторанасквозь, он не приемлет ни фальши, ни лицемерия, он уже мудрее врача, и обман недопустим. Поэтому есть одно желание – побольше отдать любви, выразитьчеловеческое сострадание, понять, избавить от одиночества». (А.А. Лебедев,православный врач, дьякон храма св. ап. Петра в Лахте).

«Стелесным исцелением с Божьей помощью  тоже случаются необыкновенные истории.  Поступилак нам  женщина по имени Любовь. Четвертая стадия рака.  Поступилаи быстро  начала угасать – лежала уже, как  простыня,не в  силах и глаз открыть. Мы к ней  подходили, молитвы читали, тихонечко разговаривали: «Нельзя просто так сдаваться, надоземные  делазавершить, детей на путь истинный поставить,  примириться со всеми…» Водичкой  святой поили, просфоры отмачивали… Мало по  малустала она  оживать, возвращаться из своего «небытия», сначала  садитьсяначала, потом еле-еле до храмадошла… Ушла Люба от нас на своих ногах–выписалась. Мы как-то о  ней и забыватьстали, а тут через восемьлет поступает к нам цветущая, навид, женщина, говорит: «Вы меня не узнаете? Я же –Люба! Я к вам умирать пришла!Как вы и говорили, я дочку подрастила, она медучилище закончила, дела я все своив порядок привела, все имущество завещала– свободная…» Две недели у нас и пожила – причащалась по воскресениям и умерлатихо-тихо». (Светлана Мелас,сестра милосердия)

«Да,вот и дедушка поимени Эммануил нам «загадку» загадал. Поступил к нам сдиагнозом«неоперабельный рак желудка» - врачи разрезали, попытались убратьогромнуюопухоль с прорастаниями и зашили… Дали ему направление в наш хоспис.Лежал он унас 2 года - отказались от него родные, так как был он безногий инемногостранный… У нас он стал глубоко верующим человеком. Пока лежал вхосписе,ухудшения не было, и мы его отвезли в диагностический центр, сделали ФГДС. Представьте, заключение ФГДС гласило: «слизистая желудка ровная, следовязв ирубцов не обнаружено». Документы сам видел… Что это было, сказатьтрудно:врачебная ошибка, или чудо случилось… Мы стали решать вопрос с егоустройствомв православную богадельню, и как только ему об этом сообщили, черезнеделю онумер – от сердечного приступа. Но исцеление духовное гораздо лучше,чем исцеление телесное. У нас лежал петербургский дирижер оркестра, интеллигентный,умный человек, абсолютный атеист. Он лежал в общей палате,видел, как умирают люди, он словно умирал вместе с каждым из них… За 3 месяца,проведенных вхосписе, он пришел к глубокой вере, исповедовался, причащался,беседовал сбатюшкой, и спокойно отошел ко Господу. Его последними слова были:«Страшно, ново мне почему-то больше радости, чем боли». (А.А. Лебедев)

Родным уходящего помощь нужна не меньше, ведь за время болезни близкого человека они разделяют всестадии его психологического умирания – от отрицания смерти до еепринятия – сне меньшей интенсивностью переживаний. Им так же «страшно, больно иодиноко».Это не проходит бесследно. «Страх, тоска, печаль разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», – говорил академик И.П. Павлов.Этипроявления эмоций подрывают энергетику организма, угнетают его иммунную систему. Статистика утверждает, что смертность среди родственниковумершего впервые год-два после смерти возрастает в два-три раза, в том числе попричинеонкологических и психических заболеваний. Самоотверженность, идентификация сбольным и тоска буквально «утаскивает» человека вслед заушедшим. «Человеку нужно,чтобы ты с ним был в его боли, и не убеждал бы его,что он неправ, что горюет.Просто надо дать ему время выйти из этого состояния –с помощью Божьей». (А.А.Лебедев) 

Лишьвера в бессмертие души и в Божий промысел о каждом человеке позволяет воспринимать смерть не как безвозвратную потерю, а как временную разлуку и заставляет человека продолжать заботу о собственной душе и душе ушедшего. Какписал[2] священник Александр Ельчанинов, «рождение мистично – к нам приходитвестник из другого мира. Смертьблизких еще сильнее будит в нас мистическиечувства – уходя от нас, они изткани нашей души протягивают за собой длинный провод, и мы уже не можем жить только этим миром – в наш теплый, уютный домпоставлен аппарат вбесконечность». И по этому «проводу» в любящее сердце переливается Свет – такблизкие ушедшего приходят к Богу, и подлиннаяхристианская любовь преодолеваетсмерть, навечно соединяя души.

Колоссальные изменения,происходящие со мной после твоей смерти, не могут остаться незамеченными, апотому заставляют задуматься, как печали удается не только не разрушить личность, но и придать судьбе новый образ, форму и смысл, как им неведомым образом страдание переплавляется в мудрость? Мой опыт страданий заставляет относиться к ним не как к безусловному негативу, а как к возможностиобнаружитьи раскрыть в себе высшие ценности – прийти к Богу. А потому сейчас,когда япишу эти строки, мне хочется, чтобы всякий страдающий знал, чтонебезысходность приносит смерть близкого, она дает веру – ту силу, на которуючеловекасможет опираться всю оставшуюся жизнь. Эту веру лишь надо сохранить –вестественной для человека тоске, в одиноких буднях оставленной души, в слезахимолитвах.   

«Плачьте,плачьте. Вэтом нет ничего неестественного и укорного. Диво было бы, если бымать неплакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться инезабывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются намхристианством.Умерла! Не она умерла, а умерло тело: а она жива, и так же живет,как и мы,только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. Инадополагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше. – Такписал[3]Феофан Затворник матери, схоронившей дочь. – Тот образ бытия вышенашего. Еслибы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить ее опятьвойти в тело,она ни за что не согласилась бы… Ну вот и поплачьте. Тольконемножко…Благослови вас, Господи, и утеши!» 

 «Еслиможно бы былостраданья собрать воедино.

Ина благо земли одномучеловеку отдать,

Ябы стала такимчеловеком-плотиной,

Недающим всем людям напланете страдать.

Явобрала бы боль идушевные муки,

Яболела б сама, чтобыбыло полегче другим,

Опускалаб на плечи всемтеплые руки

Ибаюкала нежнымдыханьем своим».

НаписалаЛюдмилаСтаршинова в ноябрь 1996 года после смерти сестры.

1.Митрополит Иерофей Влахос. Православнаядуховность. – Пер. с новогреч. Свято-ТроицкаяСергиева Лавра, 1998.

2.  Доипосле смерти. М., «Даниловский благовестник», 2008.

3.Болезнь и Смерть.  Издательский отдел ВладимирскойЕпархииПравославное Братство «Споручницы грешных», М., 1998.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz